В преддверии Дня строителя в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция
президента НОСТРОЙ Ефима Басина, посвященная таким проблемам, как совершенствование
системы госзакупок, уменьшение административных барьеров, координация усилий по
избавлению саморегулирования от недобросовестных игроков. На пресс-конференции
президент НОСТРОЙ обнародовал первые промежуточные результаты проведенного мониторинга
административных барьеров в регионах. Исследование проводилось совместно с Институтом
экономики города и показало, что общее количество видов административных процедур
в 17 исследованных городах составило 140. По всей видимости, эта цифра увеличится,
когда появятся данные мониторинга из других городов, включая Москву и Санкт-Петербург.
Из этих 140 процедур только 30 прямо предусмотрены федеральным законодательством.
Таким образом, 110 процедур в той или иной степени - результат нормотворчества
местных органов власти. А 60% процедур вообще не предусмотрено федеральным законодательством.
Следует отметить, что в разных городах существуют отличия не только в количестве
процедур, но также в их стоимости и сроках прохождения. В итоге все это сказывается
на цене квадратного метра и в конечном счете - на потребителе.
Как сообщил Е. Басин, по итогам мониторинга НОСТРОЙ внесет свои предложения по
установлению единого исчерпывающего перечня административных процедур инвестиционного
процесса в жилищном строительстве, а также их стоимости и продолжительности. Национальное
объединение строителей, как было заявлено на пресс-конференции, считает также
необходимым внедрение системы электронного правительства в этой сфере. То есть
законодательство должно обеспечивать для застройщиков возможность прохождения
процедур путем подачи документов и заявок в электронном виде за электронной цифровой
подписью. А НОСТРОЙ готов взять на себя финансовые затраты, связанные с разработкой
необходимого программного обеспечения, и бесплатно предоставить его всем муниципальным
образования для использования.
Мониторинг административных барьеров - далеко не единственная проблема, волнующая
строительное сообщество. Остро стоит вопрос: как бороться с недобросовестными
СРО, нарушающими законодательство и торгующими допусками на строительство. Созданный
под эгидой Минрегионразвития РФ Координационный совет, объединяющий национальные
объединения СРО, во взаимодействии с правоохранительными структурами призван решить
эту проблему. По мнению Е. Басина, помимо выработки признаков коммерциализации
саморегулируемых организаций очень важно добиться максимальной информационной
открытости и реализации принципа добровольного аудита.
Не меньшее волнение участников строительного рынка вызывает ситуация, сложившаяся
с совершенствованием законодательства о госзакупках, особенно в той части, которая
касается размещения заказа на выполнение строительных работ. Нередки случаи (и
они приводились на пресс-конференции), когда победители электронных торгов выигрывали
за счет демпинга, понижая цену на 32, 37, 67%. Совершенно очевидно, что в итоге
побеждают поставщики с низкой квалификацией. В итоге либо срывается заказ, либо
заказчик становится заложником ситуации, вынужден доплачивать деньги и переделывать
проект в "угоду демпингисту". Как отметил президент НОСТРОЙ, заявленные
в концепции закона о ФКС решения во многом совпадают с представлениями национального
объединения о первоочередных изменениях в ФЗ-94. Сейчас к проекту федерального
закона о внесении изменений в закон о госзакупках подготовлен и согласован пакет
предложений национальных объединений СРО. Соответственно, после опубликования
законопроекта ФКС в НОСТРОЙ будет подготовлен пакет поправок, отражающий предложения
собственно СРО и строительных организаций.
Еще одна болевая точка строительного комплекса России - это СНиПы. Как отмечалось
на конференции, де юре они отменены, де факто - действуют. Поэтому важнейшая задача
НОСТРОЙ - выработка стандартов, соответствующих требованиям современной строительной
индустрии. Как предполагается, их будет около 200. Это во-первых. Во-вторых, они
должны быть гармонизированы с Еврокодами, а кроме того, должны носить универсальный
характер для стран-участниц Таможенного союза и ЕврАзЭС.
|