ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ
ПИСЬМО
N 24-8-3/1-2 от 5 мая 1992 г.
Методические рекомендации по проведению
экспертизы проектов детальной планировки
жилых районов
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации составлены в помощь
специалистам, осуществляющим экспертизу проектов детальной
планировки жилых районов городов и поселков.
Проекты детальной планировки разрабатываются на основании
утвержденного генерального плана населенного пункта. Для малых
городов, рабочих, курортных и дачных поселков проекты детальной
планировки могут совмещаться с проектами генеральных планов
населенных пунктов.
Основной целью проекта детальной планировки является уточнение
в более крупном масштабе решений генерального плана города (поселка)
по планировочной организации и функциональному зонированию
территории жилого района с установлением красных линий, определению
основных объемов жилищного, культурно-бытового и коммунального
строительства, этажности и характера застройки, зонам охраны
памятников истории и культуры.
В составе проекта детальной планировки устанавливаются:
система красных линий;
функциональное зонирование территории;
строительное зонирование территории (основные решения по
этажности и характеру застройки);
объемы жилищного строительства;
объемы строительства и принципы размещения объектов
культурно-бытового и коммунального назначения;
объемы строительства инженерных сооружений и магистральных
инженерных коммуникаций;
последовательность освоения территории и очередность
строительства.
В проекте детальной планировки в соответствии с Законом РСФСР
"О плате за землю" и "Порядком определения ставок земельного
налога
с нормативной цены земли", утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 февраля 1992 г. N 112, рекомендуется
определять показатели градостроительной ценности территории для
дифференциации средней ставки земельного налога для рассматриваемой
территории с учетом:
доступности к центру города, местам трудовой деятельности,
общественному транспорту, объектам культуры и бытового обслуживания
населения;
уровня инженерного оборудования и благоустройства территории и
застройки;
уровня развития сферы культурно-бытового обслуживания
населения;
эстетической, исторической ценности застройки и ландшафтной
ценности территории;
состояния окружающей среды, санитарных и микроклиматических
условий;
инженерно-геологических условий строительства и степени
подверженности территории разрушительным природным воздействиям;
рекреационной ценности территории и др.
В проекте детальной планировки также рассматриваются в качестве
обоснований указанных решений вопросы архитектурно-планировочной и
объемно-пространственной организации территории, ее благоустройства
и озеленения, организации транспортного и пешеходного движения,
охраны и использования памятников истории и культуры, охраны и
улучшения окружающей среды, инженерной подготовки и вертикальной
планировки территории.
2. Организация и порядок рассмотрения проектов
2.1. Проверяется наличие (комплектность) документации в
соответствии с требованиями раздела 6 Инструкции ВСН 38-82.
По согласованию с заказчиком и в соответствии с заданием на
проектирование возможна разработка дополнительных материалов или
сокращение объема проекта.
2.2. Устанавливается соответствие проекта заданию на
проектирование, решениям генерального плана и требованиям
строительных норм и правил застройки.
При этом необходимо исходить из того, что решениями проекта
детальной планировки должны быть учтены природно-климатические и
социально-экономические особенности района, его историческое и
культурное наследие, а также градостроительная ценность территории.
Осуществление решений проекта должно обеспечить комфортную для
проживания городскую среду. Особое внимание должна быть уделено
влиянию рыночных отношений на решение градостроительных проблем
(удобство приватизации зданий, а также предоставление во владение,
пользование участков и сооружений).
2.3. Обязательному рассмотрению подлежат основные
технико-экономические показатели проекта детальной планировки жилого
района в соответствии с приложением 9 ВСН 38-82.
2.4. Дается оценка предлагаемой планировочной структуры жилого
района, объемно-пространственному и архитектурно-художественному
решению застройки. При этом особое внимание должно быть уделено:
обоснованности функционального зонирования территории, имея при
этом в виду учет природных факторов (ландшафт, гидрогеологические,
другие условия рационального природопользования и
ресурсосбережения),градостроительную ценность территории и
градостроительную ситуацию;
формированию архитектуры основных композиционных узлов, улиц и
площадей;
обоснованности зонирования по этажности и силуэтным решениям в
связи со сложившейся градостроительной ситуацией (архитектура
существующей застройки, наличие памятников архитектуры, сноса и
т.д.), состоянием строительной базы;
рациональности решений по системе культурно-бытового
обслуживания, увязке ее со структурой уличной сети и пешеходных
связей, возможность удобной приватизации за счет строительства в
первую очередь небольших предприятий торговли и общественного
питания и др.;
обеспечению четкой планировочной структуры жилой зоны с
формированием микрорайонов, кварталов, системы территорий для разных
групп населения, системы стоянок для автомобилей личного
пользования, гаражей и т.д.;
достижению комплексности застройки по очередям строительства.
3. Результаты анализа, выводы и предложения
Критериями оценки качества проектов детальной планировки жилых
районов должны являться:
соответствие решений заданию на проектирование, генеральному
плану города и поселка. Отклонения должны быть согласованы с
проектной организацией-разработчиком генерального плана и
администрацией города (района), утвердившей генеральный план;
соответствие проектов детальной планировки нормативным
требованиям. При отклонении от них проекты могут быть рекомендованы
к утверждению в исключительных случаях, только при условии
согласования с местными органами санитарного надзора, пожарной
охраны, архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными
организациями;
обоснованность архитектурно-градостроительных решений.
Проекты детальной планировки рассматриваются на заседании
архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе
города, а в особо сложных случаях - на заседаниях
архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе
республики в составе Российской Федерации, края, области.
В заключении экспертизы даются предложения по устранению
недостатков и улучшению качества проекта. В заключении может быть
сделан один из выводов: "согласование без замечаний" или "на
доработку". После доработки проекта возможна при необходимости
повторная экспертиза. (Снятие замечаний, не требующих кардинальной
переработки проекта, целесообразно в процессе экспертизы и
составления экспертного заключения.
Макет-эталон экспертного заключения по проекту детальной
планировки жилого района прилагается.
________________________________________________________________
Утверждаю:
Начальник управления (бюро) вневедомственной государственной
экспертизы
"____" ____________ 199 __ г.
Подпись _____________________
Экспертное заключение N
по проекту детальной планировки жилого района
1. Заказчик проекта
2. Проектная организация
3. Основание для проектирования:
решение городской (районной) администрации (дата и N решения);
задание на проектирование (дата выдачи и кем);
генеральный план города (поселка),утвержденный (дата, N
утверждения и кем).
4. Данные о согласованиях рассматриваемого проекта (дата
согласований и кем).
5. Описание существующего положения и проектных решений в
увязке с генеральным планом города (поселка) по следующим основным
вопросам:
градостроительная ситуация и размещение района в системе города
(поселка);
рельеф, инженерные и гидрогеологические условия строительства,
экологическая ситуация и др.;
функциональное зонирование и баланс территории;
архитектурно-планировочная организация территории и система
красных линий в увязке с решениями генерального плана;
этажность и характер застройки;
охрана окружающей среды, памятников истории и культуры;
численность населения, объемы строительства жилья и зданий
культурно-бытового и коммунального назначения по микрорайонам;
плотность застройки по микрорайонам;
основные решения по инженерной подготовке территории и
вертикальной планировке;
организация движения транспорта и пешеходов, сооружения и
устройства для хранения и обслуживания транспортных средств;
сооружения и магистральные коммуникации инженерного
оборудования территории;
база строительства;
последовательность освоения территории и очередность
строительства;
основные технико-экономические показатели проекта детальной
планировки в соответствии с приложением N 9 Инструкции ВСН 38-82, а
также показатели градостроительной ценности территории для
дифференциации ставки земельного налога по отдельным территориям
района.
6. Замечания и предложения государственной вневедомственной
экспертизы.
В эту часть заключения вносятся замечания по результатам
рассмотрения проекта в соответствии с перечнем вопросов, изложенных
в п.5.
Особое внимание при этом следует обратить на факты отклонения
проектных решений от действующих нормативных документов, задания на
проектирование, решений генерального плана.
7. Выводы и предложения.
В итоге экспертного заключения делается вывод о согласовании
проекта или необходимости его доработки по замечаниям заключения до
утверждения проекта. При необходимости предлагается представить
проект на дополнительное рассмотрение.
8. Заключение подписывается ведущим экспертом и экспертами,
участвовавшими в экспертизе проекта. Заключение утверждается
руководителем управления (бюро) государственной вневедомственной
экспертизы.
Срок действия настоящих Методических рекомендаций
устанавливается до ввода в действие разрабатываемых в настоящее
время нормативных документов и Инструкции о составе, порядке
разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной
планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских
населенных пунктов.
Текст документа сверен по:
"Бюллетень строительной техники" N 7, 1993 г.
|