Нормативные документы в строительстве. Методические рекомендации по проведению экспертизы проектов детальной планировки жилых районов

ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ

ПИСЬМО

N 24-8-3/1-2 от 5 мая 1992 г.

Методические рекомендации по проведению
экспертизы проектов детальной планировки
жилых районов


1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации составлены в помощь
специалистам, осуществляющим экспертизу проектов детальной
планировки жилых районов городов и поселков.

Проекты детальной планировки разрабатываются на основании
утвержденного генерального плана населенного пункта. Для малых
городов, рабочих, курортных и дачных поселков проекты детальной
планировки могут совмещаться с проектами генеральных планов
населенных пунктов.

Основной целью проекта детальной планировки является уточнение
в более крупном масштабе решений генерального плана города (поселка)
по планировочной организации и функциональному зонированию
территории жилого района с установлением красных линий, определению
основных объемов жилищного, культурно-бытового и коммунального
строительства, этажности и характера застройки, зонам охраны
памятников истории и культуры.

В составе проекта детальной планировки устанавливаются:

система красных линий;

функциональное зонирование территории;

строительное зонирование территории (основные решения по
этажности и характеру застройки);

объемы жилищного строительства;

объемы строительства и принципы размещения объектов
культурно-бытового и коммунального назначения;

объемы строительства инженерных сооружений и магистральных
инженерных коммуникаций;

последовательность освоения территории и очередность
строительства.

В проекте детальной планировки в соответствии с Законом РСФСР
"О плате за землю" и "Порядком определения ставок земельного налога
с нормативной цены земли", утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 февраля 1992 г. N 112, рекомендуется
определять показатели градостроительной ценности территории для
дифференциации средней ставки земельного налога для рассматриваемой
территории с учетом:

доступности к центру города, местам трудовой деятельности,
общественному транспорту, объектам культуры и бытового обслуживания
населения;

уровня инженерного оборудования и благоустройства территории и
застройки;

уровня развития сферы культурно-бытового обслуживания
населения;

эстетической, исторической ценности застройки и ландшафтной
ценности территории;

состояния окружающей среды, санитарных и микроклиматических
условий;

инженерно-геологических условий строительства и степени
подверженности территории разрушительным природным воздействиям;

рекреационной ценности территории и др.

В проекте детальной планировки также рассматриваются в качестве
обоснований указанных решений вопросы архитектурно-планировочной и
объемно-пространственной организации территории, ее благоустройства
и озеленения, организации транспортного и пешеходного движения,
охраны и использования памятников истории и культуры, охраны и
улучшения окружающей среды, инженерной подготовки и вертикальной
планировки территории.

2. Организация и порядок рассмотрения проектов

2.1. Проверяется наличие (комплектность) документации в
соответствии с требованиями раздела 6 Инструкции ВСН 38-82.

По согласованию с заказчиком и в соответствии с заданием на
проектирование возможна разработка дополнительных материалов или
сокращение объема проекта.

2.2. Устанавливается соответствие проекта заданию на
проектирование, решениям генерального плана и требованиям
строительных норм и правил застройки.

При этом необходимо исходить из того, что решениями проекта
детальной планировки должны быть учтены природно-климатические и
социально-экономические особенности района, его историческое и
культурное наследие, а также градостроительная ценность территории.
Осуществление решений проекта должно обеспечить комфортную для
проживания городскую среду. Особое внимание должна быть уделено
влиянию рыночных отношений на решение градостроительных проблем
(удобство приватизации зданий, а также предоставление во владение,
пользование участков и сооружений).

2.3. Обязательному рассмотрению подлежат основные
технико-экономические показатели проекта детальной планировки жилого
района в соответствии с приложением 9 ВСН 38-82.

2.4. Дается оценка предлагаемой планировочной структуры жилого
района, объемно-пространственному и архитектурно-художественному
решению застройки. При этом особое внимание должно быть уделено:

обоснованности функционального зонирования территории, имея при
этом в виду учет природных факторов (ландшафт, гидрогеологические,
другие условия рационального природопользования и
ресурсосбережения),градостроительную ценность территории и
градостроительную ситуацию;

формированию архитектуры основных композиционных узлов, улиц и
площадей;

обоснованности зонирования по этажности и силуэтным решениям в
связи со сложившейся градостроительной ситуацией (архитектура
существующей застройки, наличие памятников архитектуры, сноса и
т.д.), состоянием строительной базы;

рациональности решений по системе культурно-бытового
обслуживания, увязке ее со структурой уличной сети и пешеходных
связей, возможность удобной приватизации за счет строительства в
первую очередь небольших предприятий торговли и общественного
питания и др.;

обеспечению четкой планировочной структуры жилой зоны с
формированием микрорайонов, кварталов, системы территорий для разных
групп населения, системы стоянок для автомобилей личного
пользования, гаражей и т.д.;

достижению комплексности застройки по очередям строительства.

3. Результаты анализа, выводы и предложения

Критериями оценки качества проектов детальной планировки жилых
районов должны являться:

соответствие решений заданию на проектирование, генеральному
плану города и поселка. Отклонения должны быть согласованы с
проектной организацией-разработчиком генерального плана и
администрацией города (района), утвердившей генеральный план;

соответствие проектов детальной планировки нормативным
требованиям. При отклонении от них проекты могут быть рекомендованы
к утверждению в исключительных случаях, только при условии
согласования с местными органами санитарного надзора, пожарной
охраны, архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными
организациями;

обоснованность архитектурно-градостроительных решений.

Проекты детальной планировки рассматриваются на заседании
архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе
города, а в особо сложных случаях - на заседаниях
архитектурно-градостроительного Совета при главном архитекторе
республики в составе Российской Федерации, края, области.

В заключении экспертизы даются предложения по устранению
недостатков и улучшению качества проекта. В заключении может быть
сделан один из выводов: "согласование без замечаний" или "на
доработку". После доработки проекта возможна при необходимости
повторная экспертиза. (Снятие замечаний, не требующих кардинальной
переработки проекта, целесообразно в процессе экспертизы и
составления экспертного заключения.

Макет-эталон экспертного заключения по проекту детальной
планировки жилого района прилагается.

________________________________________________________________


Утверждаю:

Начальник управления (бюро) вневедомственной государственной
экспертизы

"____" ____________ 199 __ г.

Подпись _____________________


Экспертное заключение N
по проекту детальной планировки жилого района


1. Заказчик проекта

2. Проектная организация

3. Основание для проектирования:

решение городской (районной) администрации (дата и N решения);

задание на проектирование (дата выдачи и кем);

генеральный план города (поселка),утвержденный (дата, N
утверждения и кем).

4. Данные о согласованиях рассматриваемого проекта (дата
согласований и кем).

5. Описание существующего положения и проектных решений в
увязке с генеральным планом города (поселка) по следующим основным
вопросам:

градостроительная ситуация и размещение района в системе города
(поселка);

рельеф, инженерные и гидрогеологические условия строительства,
экологическая ситуация и др.;

функциональное зонирование и баланс территории;

архитектурно-планировочная организация территории и система
красных линий в увязке с решениями генерального плана;

этажность и характер застройки;

охрана окружающей среды, памятников истории и культуры;

численность населения, объемы строительства жилья и зданий
культурно-бытового и коммунального назначения по микрорайонам;

плотность застройки по микрорайонам;

основные решения по инженерной подготовке территории и
вертикальной планировке;

организация движения транспорта и пешеходов, сооружения и
устройства для хранения и обслуживания транспортных средств;

сооружения и магистральные коммуникации инженерного
оборудования территории;

база строительства;

последовательность освоения территории и очередность
строительства;

основные технико-экономические показатели проекта детальной
планировки в соответствии с приложением N 9 Инструкции ВСН 38-82, а
также показатели градостроительной ценности территории для
дифференциации ставки земельного налога по отдельным территориям
района.

6. Замечания и предложения государственной вневедомственной
экспертизы.

В эту часть заключения вносятся замечания по результатам
рассмотрения проекта в соответствии с перечнем вопросов, изложенных
в п.5.

Особое внимание при этом следует обратить на факты отклонения
проектных решений от действующих нормативных документов, задания на
проектирование, решений генерального плана.

7. Выводы и предложения.

В итоге экспертного заключения делается вывод о согласовании
проекта или необходимости его доработки по замечаниям заключения до
утверждения проекта. При необходимости предлагается представить
проект на дополнительное рассмотрение.

8. Заключение подписывается ведущим экспертом и экспертами,
участвовавшими в экспертизе проекта. Заключение утверждается
руководителем управления (бюро) государственной вневедомственной
экспертизы.


Срок действия настоящих Методических рекомендаций
устанавливается до ввода в действие разрабатываемых в настоящее
время нормативных документов и Инструкции о составе, порядке
разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной
планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских
населенных пунктов.

Текст документа сверен по:
"Бюллетень строительной техники" N 7, 1993 г.



Список стройматериалов в алфавитном порядке
Страница 1: AL - антистатик
Страница 2: аренда - водопровод
Страница 3: водослив - желоб
Страница 4: жилье - короткобазовый
Страница 5: коррубит - наирит
Страница 6: наклейка - пергамин
Страница 7: перевозка - радиатор
Страница 8: разгрузка - средство
Страница 9: СРО - услуги
Страница 10: установка - ящик