Обучение комплексному подходу к проектированию зданий


В.В. Холщевников, д-р. техн. наук, проф. А.Н. Малахова, канд. техн. наук

  На комплексной кафедре архитектурно-строительного проектирования (АСП) обучение студентов комплексному подходу к проектированию зданий и сооружений осуществляется по нескольким направлениям.
   Одно из направлений методической работы - внедрение в учебный процесс «сквозного» проектирования, при котором на первом курсе на занятиях по машинной графике студенты получают представление об архитектурно-строительных решениях зданий и сооружений. Затем на занятиях по дисциплине «Архитектура гражданских и промышленных зданий» пассивное знакомство с архитектурно-строительными решениями сменяется их активным изучением. При этом представления о предмете изучения постепенно заменяются на знания, умения и навыки, которые закрепляются в процессе курсового и дипломного проектирования. На занятиях по дисциплинам конструкторского направления («металлические конструкции», «конструкции из дерева и пластмасс», «железобетонные и каменные конструкции») студенты углубляют свои знания об архитектурно-строительном проектировании в процессе изучения методов расчета и конструирования элементов зданий и сооружений. «Сквозное» проектирование – это и один объект (здание), с которым студент «проходит» по всем дисциплинам это и один методический материал, с которым работают студенты на протяжении пяти лет. Преподаватели разных дисциплин совместно разрабатывают единые задания, издают альбомы, каталоги, методические указания и учебные пособия. На кафедре изданы, например, каталог «Железобетонные конструкции», «Сборник конструктивных решений малоэтажных зданий» и другие.
   Основным содержанием второго направления методической работы по обучению комплексному подходу к проектированию стала компьютеризация учебного процесса. Методическими разработками по компьютеризации учебного процесса преподаватели кафедры начали заниматься практически с момента ее создания.
   Проведение практических занятий по конструкторским дисциплинам в компьютерном классе отличается от проведения таких занятий в аудитории. С одной стороны, при расчете конструкций необходимо дополнительное время для знакомства с программным обеспечением, с другой стороны, использование программ значительно повышает эффективность расчета и конструирования строительных конструкций.
   Компьютер позволяет сократить выполнение рутинных операций и освободить время для творческой составляющей инженерной деятельности. Например, он позволяет выполнять перебор вариантов для оптимизации принимаемых проектных решений.
   Диалоговый режим работы с компьютером, наличие поясняющих схем и рисунков, подсказок, возможность оценки правильности принимаемых решений, принудительное (для ввода данных) обращение к нормативной и учебной литературе в процессе работы над заданием способствуют более прочному усвоению знаний студентами.
   В настоящее время занятия проводятся в компьютерном классе, оснащенном IBM-совместимыми компьютерами при наличии базового программного обеспечения (математический пакет Mathcad; программа Excel из пакета Microsoft Office; графические пакеты ArchiCad , AutoCad; программный комплекс Лира).
   Изучение программного обеспечения проводится практически по всем дисциплинам кафедры на протяжении всего курса обучения студентов. При этом задания постепенно усложняются, что требует применения программного обеспечения на все более высоком уровне.
   Преподавание на первом курсе дисциплины «Машинная графика» основывается на графическом пакете ArchiCad. При изучении дисциплины «Архитектура гражданских и промышленных зданий» курсовое проектирование частично ведется с использованием того же графического пакета. Изучение графического пакета AutoCad начинается на занятиях по дисциплине «Применение компьютера в инженерной деятельности», затем продолжается на занятиях по конструкторским дисциплинам. При изучении конструкторских дисциплин занятия ведутся с использованием следующего программного обеспечения: математического пакета Mathcad; программы Excel из пакета Microsoft Office; программного комплекса Лира.
   Еще одно направление для реализации идеи обучения студентов комплексному подходу к проектированию зданий и сооружений - это совместная работа преподавателей кафедры по выработке единых требований к составу дипломных проектов для специализаций «Архитектура», «Железобетонные и каменные конструкции», «Металлические конструкции», «Конструкции из дерева и пластмасс». В настоящее время вариантное проектирование в рамках дипломного проекта распространяется на оптимизацию выбора объемно-планировочного и конструктивного решений. Кроме того, в дипломном проектировании большое внимание уделяется проработке генплана объекта и его пожарно-эвакуационной безопасности.
   Немаловажным моментом в работе кафедры является выбор актуальной тематики дипломных проектов. Так, семь выпускников кафедры в прошлом учебном году выполнили свои дипломные проекты многоэтажных автостоянок по заданию Мытищинского архитектурного управления. Фасады некоторых из них приведены в статье.
   Методическая работа на кафедре подкрепляется научно-исследовательской. Так, на кафедре ведется научно-исследовательская работа на тему «Комплексная оценка архитектурно-строительных решений при проектировании многоэтажных автостоянок».
   Для разработки оптимального архитектурно-строительного решения многоэтажных автостоянок необходим комплексный подход при их проектировании, в частности:
   * для минимизации расхода полезной площади автостостоянки на одно машино-место - выбор оптимального варианта объемно-планировочного решения;
   * для оптимизации вариантов размещения гаража на выделенном под застройку участке городской территории - выбор оптимального варианта генплана застройки;
   * для уменьшения расхода материалов, снижения продолжительности и стоимости возведения многоэтажной автостоянки - выбор оптимального варианта конструктивного решения;
   * для обеспечения безопасной эксплуатации здания - выбор оптимального по эвакуационной и пожарной безопасности варианта архитектурно-строительного решения;
   * для адаптации здания в градостроительное пространство - выбор оптимального по архитектурной выразительности и колористическому решению внешнего облика многоэтажной автостоянки.
   В научно-исследовательской работе кафедрой разрабатываются критерии комплексной оценки архитектурно-строительных решений при проектировании конкретных объектов - надземных многоэтажных автостоянок.
   В связи с обновлением нормативной базы проектирования, появлением новых строительных материалов и технологий, архитектурных подходов и конструктивных решений, учитывая некоторую закрытость разработок проектных организаций, а также принимая во внимание потребность в строительстве автостоянок, коллектив кафедры готовит к изданию учебное пособие «Проектирование многоэтажных автостоянок».  

Список стройматериалов в алфавитном порядке
Страница 1: AL - антистатик
Страница 2: аренда - водопровод
Страница 3: водослив - желоб
Страница 4: жилье - короткобазовый
Страница 5: коррубит - наирит
Страница 6: наклейка - пергамин
Страница 7: перевозка - радиатор
Страница 8: разгрузка - средство
Страница 9: СРО - услуги
Страница 10: установка - ящик