Перспективные металлоконструкции


Л.И. Семенова

  ЗАО “Курганстальмост” было создано в 1979 г. как специализированное предприятие по изготовлению металлоконструкций пролетных строений мостов и являлось одним из крупнейших поставщиков металлоконструкций при освоении новых газовых и нефтяных месторождений в Западной Сибири, на строительстве БАМа.
   К середине 90-х годов, в связи с общим сокращением объемов строительства, завод оказался в сложном экономическом положении и перед его коллективом встала задача поиска и освоения новых технологий и видов продукции, чтобы удержать свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Благодаря поддержке корпорации “Трансстрой” и АО “Мостостройиндустрия”, ЗАО “Курганстальмост” были установлены связи с немецкой фирмой “Бауэр”, которая помогла руководству завода освоить производство стальной фрезерованной фибры. На кредит, предоставленный фирмой “Бауэр” в 1994 г., было приобретено два специальных фрезерных станка и налажено производство данного вида фибры по технологии всемирно известного крупнейшего ее производителя – германской фирмы “Vulkan Harеx”.
   Специальная конфигурация фрезы позволяет получить фибру треугольного сечения, две поверхности которой шероховатые, на концах имеются зацепы длиной до 2 мм. Фибра имеет скручивание по продольной оси. Благодаря высокой температуре процесса резки, фибра имеет характерный синеватый оттенок – окисный слой, препятствующий образованию и развитию коррозии в процессе ее хранения и эксплуатации.
   Введение стальной фибры в бетонную смесь позволяет получить особый вид материала – сталефибробетон – бетон с хаотически равномерно расположенными по объему стальными волокнами (фиброй). Это трехкомпонентный композитный материал, состоящий из крупного заполнителя (щебня), стальных волокон (фибры) и связующего раствора. Технология производства сталефибробетона традиционна. Стальная фибра в необходимом количестве вводится в бетонную смесь непосредственно на растворном узле.
   Геометрические особенности фрезерованной фибры способствуют значительному увеличению “сцепляемости” ее с бетоном, что существенно улучшает эксплуатационные характеристики сталефибробетона по многим параметрам по сравнению с обычным неармированным бетоном:
   - повышается прочность при сжатии до 25%, при осевом растяжении до 65%, при изгибе в 2,5 раза;
   - повышается модуль упругости до 15%, износостойкость (значительно), коррозионная стойкость и, в особенности, стойкость к образованию трещин.
   На сегодняшний день основной объем поставок стальной фрезерованной фибры ЗАО “Курганстальмост” осуществляет на внешний рынок через фирму “Бауэр”. В мировой практике строительства сталефибробетон уже давно по достоинству оценен и нашел широкое применение. Особенно эффективно его использование в конструкциях, подвергаемых большим ударным и знакопеременным нагрузкам, а также в конструкциях, требующих герметичности исполнения:
   - производственных бетонных полов;
   - автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос;
   - потолков и стен тоннелей, подземных производственных помещений;
   - берегозащитных сооружений.
  Эффективность применения сталефибробетона в первую очередь обусловлена:
   - частичным или полным отказом от армирования сетками из стержневой арматуры и, соответственно, сокращением сроков строительства и трудозатрат;
   - увеличением сроков эксплуатации из-за повышения стойкости к образованию трещин, износостойкости и коррозионной стойкости.
   Благодаря широкому применению сталефибробетона в зарубежных странах, объем производства фибры на заводе постоянно растет и в 1999 г., благодаря расширению и модернизации цеха по ее изготовлению, составил 10 тыс. тонн. К сожалению, на внутреннем рынке до сих пор сталефибробетон не нашел широкого применения, основными причинами чего явилась недостаточная информированность строительных и проектных организаций о данном материале и отсутствие нормативной базы, регламентирующей его применение. ЗАО “Курганстальмост” совместно с АО ЦНИИС разработало необходимую документацию, выход которой планируется летом 2000 г. Вероятно это должно явиться стимулом для активного внедрения сталефибробетона в практику отечественного строительства.
   Еще одной интересной разработкой ЗАО “Курганстальмост” явилось создание производства совершенно нового типа конструкций стальных шпунтовых панелей ПШС (панель шпунтовая сварная) для подпорных стен различного назначения высокой несущей способности. Конструкция ПШС разрабатывалась совместно с ЦНИИС и одобрена институтом СоюзМорНИИпроект.
   Панели ПШС применяются в конструкциях подпорных стен при строительстве и реконструкции сооружений различного функционального назначения:
   - причальных сооружений морских и речных портов;
   - стен сухих доков и шлюзов;
   - берегозащитных стен на реках и водоемах;
   - ограждений искусственных островов при строительстве устоев мостов;
   - стен тоннелей и других подземных сооружений, возводимых открытым способом;
   - временных ограждений котлованов при строительстве фундаментов.
   Соединение панелей между собой осуществляется при забивке за счет сварного замка, состоящего из кулачка и обоймы. Конструкция замкового устройства является запатентованной авторской разработкой ЗАО “Курганстальмост” совместно с ЦНИИС, на производство которой завод имеет монопольное право. Замок выполнен из стандартных фасонных профилей, грунтонепроницаем, а практически и водонепроницаем.
   Подбором геометрических размеров сечения, толщин листов можно изготовить сварные шпунтовые панели с моментом сопротивления сечения на 1 м протяженности стены (W) в пределах от 1800 до 13200 см3, в то время как для профилей горячекатаного шпунта типа Ларссен этот показатель не превышает 3200 см3.
   На 1 м осевой плоскости шпунтовой стенки расходуется от 135 до 400 кг металлопроката (в соответствии с сортаментом).
   Для панелей ПШС характерна малая удельная металлоемкость (в расчете на 1 м осевой плоскости шпунтовой стенки), что достигается возможностью изготовления панелей любой заданной заказчиком несущей способности в пределах области технических параметров.
   Ширина панели шпунта типа Ларссен составляет 500 мм, ширина панели ПШС – 1000–1500 мм, что делает ее также более приемлемой для строителей, т.к. позволяет существенно сократить количество выполняемых на строительной площадке циклов технологических операций по заводке шпунтовых элементов в замок и их погружению в грунт.
   Кроме того, применение панелей ПШС позволяет исключить наклон шпунтовых элементов в плоскости шпунтовой стенки и укрупнение панелей по длине, т.к. предприятие поставляет панели любой длины в соответствии с ТУ 5264–004–01393674–96.
   Применение низколегированной стали 15ХСНД ГОСТ 6713–91, отличающейся высокими механическими характеристиками и коррозионной стойкостью, позволяет вести строительство объектов из панелей ПШС в северной климатической зоне с одновременным уменьшением металлоемкости и увеличением сроков эксплуатации.
   В комплекте с лицевыми панелями могут быть поставлены также анкерные панели, тяги, соединительные муфты и другие элементы анкерного крепления, угловые панели, обеспечивающие поворот шпунтовой стены под заданным углом. Кроме того, завод может обеспечить заказчиков соответствующим сварочным оборудованием и специально обученным грамотным техническим персоналом, прошедшим заводскую аттестацию и получившим соответствующие удостоверения.
   Мощность производственного участка по изготовлению ПШС на сегодня достигла 10 тыс. тон панелей в год.
   Заводские разработки были успешно применены при строительстве Ушаковской набережной в г. Санкт-Петербурге, причальных сооружений в г. Астрахани и Новороссийске, при возведении одной из опор моста через реку Обь в районе г. Сургут, где получили высокую оценку специалистов.
   В трудные годы кризиса руководство ЗАО “Курганстальмост” смогло не только сохранить ранее завоеванный авторитет предприятия, но и создать профессиональный, мобильный, творческий коллектив, способный эффективно решать новые задачи, встающие перед заводом. Это позволило предприятию активно работать на московском рынке и стать одним из поставщиков металлоконструкций на строительстве МКАД и третьего транспортного кольца. При возведении этих объектов применялись новые, оригинальные металлоконструкции, московское правительство предъявляло очень высокие требования к их качеству. Это потребовало от инженерно-технического персонала завода определенных усилий по перестройке и модернизации производства.
   Особенно хочется отметить участие предприятия в строительстве крупнейшего автодорожного моста через р. Обь в районе г. Сургут – уникальной вантовой конструкции, не имеющей аналогов строительства в зоне суровых климатических условий. Общая длина моста – 2 км, максимальная длина пролета – 408 м, общая масса металлоконструкций – 17 тыс. т.
   Всеми заказчиками ЗАО “Курганстальмост” отмечается высокое качество металлоконструкций, хорошая собираемость которых на монтаже обеспечивается современным технологическим уровнем заводского изготовления. Кроме того, высокий научно-технический и производственный потенциал предприятия, проведенная унификация участков позволяют коллективу завода в короткие сроки с минимальными затратами осваивать выпуск новых, подчас уникальных видов металлоконструкций любого назначения по заявке заказчика.



Список стройматериалов в алфавитном порядке
Страница 1: AL - антистатик
Страница 2: аренда - водопровод
Страница 3: водослив - желоб
Страница 4: жилье - короткобазовый
Страница 5: коррубит - наирит
Страница 6: наклейка - пергамин
Страница 7: перевозка - радиатор
Страница 8: разгрузка - средство
Страница 9: СРО - услуги
Страница 10: установка - ящик